Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
EARTH & FIRE
 

Earth & Fire - одна из самых, наверное, недооцененных голландских проговых групп начала 70-х. Впрочем, оно и понятно, почему. До уровня Supersister и Focus они явно не дотягивают, тут спора нет, но определенный интерес несколькими своими работами они явно представляют, но их почему-то, очень часто игнорируют в различных прог-энциклопедиях и статьях, упорно обзывая их "неплохая группа, но не более того", поэтому коротко постараюсь исправить это досадное упущение, ибо на свете полно плохих групп, чтобы не говорить о неплохих. В основном буду говорить только о правильном периоде, когда Earth & Fire играли некий голландский вариант Renaissance (не смотря на то, что начали они примерно в одно время, хотя общего между ними, конечно, кот наплакал - некоторое сходство женского вокала и тяготение к симфоническому прогрессиву), с отличным женским голосом, обилием меллотрона и прочих "правильных" клавишных, а также мощных поп-хитов. Группа была образована братьями Крисом и Джерардом Кертисами, игравшими на гитаре и клавишных соостветственно. Начинали они как любительская группа под названием Opus Gainfull. Нельзя сказать, что это был их музыкальный дебют, оба они прежде играли в группе Swinging Strings, но в 1968 году эти гаагские братцы решили создать собственную группу. Под знамена новой команды была созвана также ритм-секция группы из басиста Ханса Зика и барабанщика Киса Калиса, в качестве певицы была приглашена певица по имени Лисетт. Увы, но войти в музыкальную историю Голландии группе было суждено войти в другом составе. Внезапно, у Лисетт обнаруживает сильная глазная болезнь, ни о каком пении, конечно, уже речь не шла, но братьям Кертисам очень хотелось украсить свою музыку (которую, к слову, писал в основном Крис) именно женским вокалом, поэтому в 1969 году, в срочном порядке, в группу берут совершенно неопытную и никому не известную доселе Джерни Каагман. Что послужило тому причиной, история умалчивает, наверное, потому, что она мало того, что отлично пела, но еще была очень привлекательная внешне. Никому и никогда жалеть об этом не пришлось. Сменился также и барабанщик, вместо Калиса взяли Тон Ван Де Клейи. Свой музыкальный путь группа начинает с того, что играет на разогреве у Golden Earring и специализируется на записывании поп-рок хитов, которые становятся настолько популярными и восстребованными, что группе просто приходится так или иначе переходить на профессиональный уровень, который просто требует записей альбомов. Свой дебютник они выпускают в 1970-м году. Альбом так и называется "Earth and Fire", но я его совершенно не слышал, поэтому во-первых, буду благодарен за то, что мне о нем кто-нибудь расскажет, а во-вторых, перейду сразу к самому лучшей их пластинке на мой взгляд - безумно короткой, всего длиной на чуть больше полчаса, но очень очаровательной "Song of the Marching Children". Как и предыдущий альбом, новый вышел также на крупнейшем лейбле Polydor, только в 1971 году. Первое, что бросается в глаза, это огромное количество меллотрона. Он тут, буквально, повсюду! Не уверен, что это был очень хороший ход, но если рассматривать это как минус, то он тут, пожалуй, единственный. В остальном очень мило и даже красиво. Первая половина альбома - 4 хит-ориентированных поп-прог песни, одна из которых (Storm And Thunder) добралась даже до 6-го места в хит-парадах. Но больший интерес, конечно, представляет собой 18-минутный эпик на второй стороне, который и дал название всему альбому. Все-таки, писать с размахом у группы получалось очень неплохо. Прошло два года и в 1973 году выходит третий альбом группы на Polydor "Atlantis". Два года прошло, но создается ощущение, что время ничего не значит для Earth & Fire, не изменился ни состав, ни звук группы, ни голос Джерни, ни музыкальный стиль группы. Иными словами, "Atlantis" продолжает музыкальные традиции, начатые в предыдущем альбоме. Только в этот раз эпичный одноименный с альбомом трек идет первым, длится 16 минут и содержит две супер-хитовых темы, которым точно обзавидуются коллеги из Renaissance и Curved Air. Особенно той мелодии, с которой начинается альбом. Осторожно, услышав ее один раз, сложно избавиться от нее, да и запомнится она на очень долгое время (так было, по-крайней мере, со мной). А вообще, хорошая первая половина альбома, приятная. Вторая, конечно, проигрывает, кроме, разве что, чрезвычайно спокойной, но очень короткой Interlude, которая многообещающе переходит в Fanfare, но из примечталельного там нас ждет только очередное мелотронное море. К выходу следующего альбома "To the world of the future", который опять вышел с паузой в 2 года (в 1975-м), но в этот раз годы группу не пощадили, ушел басист Ханс Зик, вместо него взяли Тео Хертса, который, к тому же, мало того что играл на акустической гитаре, но и занимался аранжировкой. Это, между прочим, сразу же отразилось на музыкальном материале. В качестве звука, конечно, ребята здорово прибавили, но куда-то девался оттенок милой сексуальности из голоса Джерни Каагман и зачем-то запел Крис Кертис. При том, что меллотрона не выкинули, но его стало разительно меньше и на первый план частенько стала выходить электро-гитара, к которой нет как претензий, так и хороших слов, мелодическая составляющая надежно сместилась в сторону еще более доходчивой поп-музыки, а периодические эксперименты с синтезаторным звуком еще больше напоминают о приближающейся эре диско и гибели симфо-прога. Впрочем, они от него начали отползать бешеными темпами. В музыке стали проявляться даже легкие джазовые мотивы, как в "The Last Seagull" (пожалуй, что один из самых приятных моментов диска). В целом же нельзя сказать, что пластинка получилась ужасной, но направление в котором двинулась группа стало видно с пугающей ясностью. И в 1977 году выходить последний на Polydor альбом группы "Gate to Infinity". Тут уже полное торжество пусть и весьма качественно отделанного, но очень простого и даже в чем-то пошловатого диско-попа со всеми блестками и дискотечностью. Не скажу, что ранние альбомы отражали некие серьезные эксперименты и сложные музыкальные структуры, но тут уж совсем все плохо. Именно плохо. Далее, зачем-то были еще альбомы. "Reality Fills Fantasy" я даже слушал, но ни одного хорошего слова о нем сказать не могу. Лучше уж слушайте ABBA, если тянет к такого рода музыке, а не эту голландскую копирку шведской культовой четверки. Да, там безоговорочно поднят флаг диско-поп-музыки. Не смотря на появление в составе басиста Focus Берта Ройтера. Не знаю, каковы были финансовые сборы альбомов того периода, они и раньше не страдали от недостатка поклонников, мест в чартах и прочего, но этот плавный уход в более простые и спокойные течения приветствовать сложно, можно только понять. Но говорить об этом нет никакого желания. Наверное, для группы было бы хорошо, если бы они распались в году этак 1975-м, тогда о них хотя бы прог-ориентированные поклонники музыки отзывались бы в более светлых тонах сейчас. А так, имеем то, что имеем. Увы и ах, очередной пример того, как желание быть в волне потребительского спроса весьма отрицательно (с моей точки зрения) сказывается на музыке. Начали за здравие, а кончили за упокой - это про Earth & Fire. Далее, с приходом 80-х группу покидает Крис Кертис, но отряд не заметил потери бойца и сдвинулся к более фанковому попу, уши которого проглядывались еще в конце 70-х, некоторые их песни становились хитами, пока весной 1983 года группа не сократилась сначала до трио, а потом и вовсе на несколько лет не прекратило свое существование, пока в 1987 году их не надолго восстановил достаточно известный клавишник Тон Шельпензеел (игравший в Kayak, Camel). А потом имя Earth & Fire кануло в небытие, чтобы изредка всплывать на некоторых форумах как "довольно неплохая группа в раннем периоде, но не более того".