Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
John MARTYN (Great Britain)
 
Певец, гитарист и композитор Джон Мартин родился в Глазго в 1948 году, на гитаре начал играть в 19-летнем возрасте и после короткого периода стабилизации своей репутации стал записываться. На свой первый сольный альбом "London Conservation" (1967), самый фолковый в его творчестве, Мартин затратил около трёх месяцев. Следующий лонгплей потребовал для своей записи флейтиста и саксофониста; постоянным исполнителем на этих инструментах и партнёром Мартина стал Харольд Макнейр. Диск "Stormbringer" (1970), записанный в США с участием группы THE BAND, обеспечил Мартину широкое признание. Альбом "The Road To Ruin" (1970) с очевидным влиянием джаза Джон сделал вместе со своей женой Биверли, однако семейные обязанности вынудили её прекратить музыкальную деятельность, и Мартин продолжил работу один. Следующие диски подтвердили, что этот стиль стал определять творчество Мартина - образцом его стала пластинка "Solid Air" (1973). Гипнотические повторы в мелодиях, исключительное использование акустической гитары с эхо-приставкой - весь этот арсенал был задействован и для записи диска "Inside Out" (1973).Выступая вместе с басистом Дэнни Томпсоном, Мартин продолжал собирать последователей, особенно в США. Но сам он отвергал любые коммерческие проявления в своей работе. Достаточно сказать, что концертный двойник "Sunday`s Child" (1975) можно было только выписать по почте из его домашней резиденции. Факт, что он сразу же получил заказы на 10 тысяч экземпляров, явился доказательством наличия когорты стойких почитателей. Талантливый, часто просто поразительный исполнитель, Мартин обладал и оригинальным музыкальным видением. Его музыка отличалась эмоциональной силой даже в самых тихих пассажах, не исключая, впрочем, чистой заумности. Утончённый и изысканный стилист, Джон, как вокалист, пользовался богатым набором интонационных красок. Сборник "So Far So Good" (1977) даёт весьма слабое представление о масштабах его работы, а лучшие образцы творчества Мартина можно найти на альбомах, записанных на рубеже 70-80х годов. После изрядных коллизий он вторично женился и отправился жить и работать в Вест-Индию, где записывался вместе с местными артистами рэггей, такими, как Макс Ромео, Питер Том и Скрэтч Перри. Когда энтузиазм прошёл, вернулся в Англию и на студиях фирмы Island создал свой очередной шедевр "One World" (1977). Полностью выдержанный и уравновешенный, сделанный с участием старых приятелей Джона продюсера Криса Блэкуэлла и Стиви Уинвуда, диск был построен на звучании электроинструментов, с эхо-эффектами и чудесной музыкой настроения. Была даже самба "Certain Surprise", но самой лучшей оказалась пульсирующая и как бы омывающая очистительным дождём композиция "Small Hour`s" , где звуки электрогитары Мартина падают, как слезинки. Вскоре подоспел развод и со второй женой. Тогда же Мартин решил изменить свою музыку и сконцентрировать усилия на вокале. Продюсером диска "Grace And Danger" (1980) был Фил Коллинз, он же вместе с басистом Джоном Джиблином, клавишниками Томми Эйром и Дэйвом Лаусоном обеспечивал инструментальное сопровождение. На альбоме была музыка, органично соединяющая элементы рока и джаза, с преобладанием последних, а в звуковом плане диск оказался самым экономным из всех, что выпускал Мартин. Песни типа "Hurt In Your Heart" и "Baby Please Go Home" выдавали его эмоциональное состояние. Альбом обошёлся без акустической музыки в пользу безукоризненно оформленного звучания клавишных и ударных. Cменивший ориентиры Мартин не забыл и своих прежних фэнов; на пластинке для них была композиция "Johnny Too Bad". А песня "Sweet Little Mystery" нашла хороший приём даже у аудитории, привыкшей к лёгкому слушанию. Мартин отправился в Ирландию, где всегда был особенно популярен. Здесь он отработал продюсером диска "Balance And Control" группы SCULLION, очередной раз женился и довольно быстро восстановил прежний оптимизм. В 1981 году Мартин на время разорвал свой контракт с Island Records и сформировал новую группу сопровождения. Получившийся в результате диск "Glorious Fool" (1981) оказался вполне роковым и добротным, но сравнения с предшественниками не выдерживал. Снова продюсером оказался Коллинз, он же пел и стучал на барабанах, а Эрик Клэптон принял участие в записи песни "Could`t Love You More". Лучшей на диске оказалась титульная композиция, филиппика в адрес президента США Рейгана, с очень эффектным оформлением партии бас-гитары. Новый басист Алан Томсон оказался очень незаурядным музыкантом и шоуменом и очень помог представлению материала Мартина на концертах. Возвращение на Island Records музыкант ознаменовал записью на Багамах диска "Sapphire" (1984) вместе с вокалистом Робертом Палмером. Эмоциональная, мечтательная, с мистическими нотками музыка диска вернула Мартину привязанность его аудитории. В следующем году был подготовлен, смикширован на компьютере и выпущен альбом "Piece By Piece" (1986). Продюсером выступил сам Мартин. Вместе с саксофонистом Колином Тулли и Томпсоном он представил богатый материал, написанный им самим и Фостером Паттерсоном и сопровождённый чудесным журчанием клавишных и солнечной ясностью вокала Мартина. Здесь ещё есть экскурсы в чистый поп с приятной "Lonely Love" с отличной работой Тулли и выпущенной синглом "Angeline". Музыкальным портретом Мартина середины 80-х можно назвать "Nightline", очень технично записанную танцевальную пьесу с ураганными ударными и ливнем синтезаторных звучаний. Альбом был очень насыщен электроникой, и даже партии обычных инструментов пропускались через студийные приспособления. Но старая магия пения и текстов Мартина сохранилась. Однако отсутствие коммерческого успеха вызвало нервное расстройство у Мартина, и он снова сорвался в алкоголизм. И когда в 1988 году врач поставил перед ним дилемму - пить или жить, Джон отставил бутылку и выпустил вскоре альбом "The Apprentiece" (1990). Но особенно хорошими были два следующих - диски "Cooltide" (1991) и "Could`t Love You More" (1992). Они оказались настоящим подарком для преданных поклонников, вызвали восторг в прессе и продемонстрировали, что культ Мартина за 20 лет не ослаб. Джон - настоящий музыкант - все эти долгие годы у него были различные трудности (в 2004 году ему ампутировали ногу), но он продолжал выступать и записывать альбомы. 29 января 2009 года гитариста, певца и автора песен Джона Мартина не стало. Всего за несколько недель до его смерти королева Елизавета II наградила его Орденом Британской империи.

Дискография:

London Conservation (ISL 1967)
The Tumbler (ISL 1968)
Stormbringer (ISL 1970)
The Road To Ruin (ISL 1970)
Bless The Weather (ISL 1971)
Solid Air (ISL 1973)
Inside Out (ISL 1973)
Sunday`s Child (конц.) (ISL 1975) OO
One World (ISL 1977)
Grace And Danger (WEA 1980)
Glorious Fool (WEA 1981)
Well Kept Secret (WEA 1982)
Philentrophy (конц.) (Body Swerve 1983)
Sapphire (ISL 1984)
Piece By Piece (ISL 1986)
Foundations (ISL 1987)
The Apprentiece (BMG 1990) A:1
Cooltide (1991)
BBC Radio 1 Live In Concert (1992)
Could`t Love You More (1992)

Сборники:

So Far So Good (ISL 1977)
The Electric John Martyn (ISL 1982)