Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ALEXANDRA
 
 
  
 
Дорис Нефедова (нем. Doris Nefedov, урождённая Трайц, сценический псевдоним - Александра) (19 мая 1942 - 31 июля 1969) - немецкая певица, композитор, гитарист и пианист, звезда немецкого шансона. Трагически погибла в автокатастрофе в самом начале своей карьеры.

Александра родилась под именем Дорис Трайтц 19 мая 1942 (или 1944) года в Восточной Пруссии, в городке Хайдекруг (сегодня Шилуте в Литве). По поводу года рождения ясности нет, ввиду раннего замужества певица скорее всего завысила свой возраст. В 1944 году её семья вместе с колоннами других беженцев покидает Клайпедский край перед лицом наступающих советских войск. По прибытии на запад Германии они поселяются в Киле. Мать выкраивала деньги на уроки по игре на пианино для маленькой Дорис. Отдавая должное славянским корням (бабушка Дорис была чешкой, а дедушка вендом) девочка рано начала учить русский язык, а также проявлять интерес к славянской и цыганской культурам. Позже она начала изучать графический дизайн в гамбургской школе моды, а заодно и посещать школу актёрского мастерства Марго Хёпфнер. По окончании обоих учебных заведений Дорис бросила всё и отправилась на пару месяцев колесить с андалузскими цыганами по Испании. Вернувшись, она поступает на работу в один из гамбургских журналов, но вскоре теряет своё место из-за увлечённости песнями и театром. Бывший начальник Дорис рассказывает о ней своему другу, известному продюсеру Фреду Вайриху. Через три дня девушка получает приглашение от Вайриха, а после встречи с ним, во время которой Дорис демонстрирует свой репертуар, подписывает договор на запись первого альбома. Дорис берёт себе имя "Александра" - женскую форму имени своего сына. К тому времени она уже не носила фамилию Трайтц. В 1962 году она познакомилась в русском ресторане, куда ходила практиковаться в языке, с Николаем Нефёдовым - бостонским журналистом-эмигрантом. В том же году Александра выходит замуж за Николая, который старше её на 30 лет, однако уже через год подаёт на развод. Фамилию бывшего мужа, а также маленького сына она оставляет себе. После записи альбома "Премьера с Александрой" певица отправляется с Хази Остервальдом в турне по Советскому Союзу. Возвратившись, Александра сталкивается со своей растущей популярностью. Приглашения на концерты, в турне, на телевидение поступают одно за другим. Песня "Zigeunerjunge" становится хитом года. В декабре Александра знакомится со знаменитым шансонье Жильбером Беко и звездой французской эстрады Сальватором Адамо. Знакомство скоро перерастает в тесную дружбу. К этому трио вскоре присоединяется Удо Юргенс, популярнейший немецкий исполнитель тех лет. Адамо очарован Александрой и активно протежирует её во Франции, где "Zigane" (исполненная на французском "Zigeunerjunge") также завоёвывает верхние строчки хит-парадов. Вплоть до самой смерти Александры она, Адамо и Юргенс обмениваются песнями собственного сочинения, нередко выступают на совместных концертах. Репертуар Александры очень не похож на то, что исполняли тогда и исполняют по сей день немецкие поп-звёзды. В нём переплелись немецкие музыкальные традиции, французский шансон, русские романсы, песни цыган и американское кантри. Условно можно разделить её творчество на две части - эстрадные песни (поп) и стилизации народных песен и романсов. В первых сильно ощущается влияние французской эстрады тех времён. По признанию многих критиков, это как правило замечательные, богатые, пронзительные мелодии. Песня "Was ist das Ziel?" является тем примером песни, в которой и музыка и лирика находятся на одинаково высоком уровне. У стихов Александры тоже своя особенность. Хотя большинство из них достаточно просты (к "Was ist das Ziel?" это не относится), в них нет пошлости и тривиальности, которые характерны для большой части поп-музыки. Текучая манера лирики Александры, её дар "говорить стихом" может быть сравнён с творчеством Есенина. Вместе с тем она сохраняла достаточно сложную форму поэзии и использовала только литературный язык. Мелодичность, которую она давала своим песням и делали их столь узнаваемыми и популярными. Свой стиль в музыке Александра выработала ещё до знакомства с французскими шансонье. Его можно ясно услышать в её ранних песнях "Mein Freund der Baum" и "Mein Kind, schlaf ein". Ко второй категории относятся романсы ("Белой акации:", "Дорогой длинною" и др.), адаптации русских эстрадных песен ("Песня о друге", "Подмосковные вечера"), испанские, еврейские, американские народные песни. Несколько песен Александра написала на мотивы мелодий американского Дикого Запада. Почти все свои известные песни она переводила и исполняла на французском. Голос Александры, глубокий, 'бархатистый', сильный, мог хорошо передавать ту тоску и ностальгию, что заложена в романсах и народных песнях. Её голос вероятно и был главной причиной стремительного старта молодой певицы в мире немецкой поп-музыки. Пластинки Александры выходят во Франции и Германии многотысячными тиражами, она почти беспрерывно гастролирует по обеим странам, принимает участие в многочисленных телешоу. В 1968 году даёт концерт в Бразилии, на следующий год запланированы Япония, США, а также бенефис в "Олимпии" в Париже. 31 июля 1969 года Александра ездила в Гамбург на переговоры со своей звукозаписывающей компанией. В тот же день она отправилась в отпуск на остров Зюльт на Северном море. Певица была за рулём недавно приобретённого "Mercedes-Benz 220 SE Coupe". Вместе с ней в машине находились её сын Александр и мать, Валли Трайц. Перед выездом в путь машина была осмотрена в автомастерской, но находящаяся за рулём певица не смогла затормозить перед перекрёстком и на полной скорости врезалась в грузовик около города Теллингштедт в Шлезвиг-Гольштейн при невыясненных обстоятельствах. Сын певицы отделался лёгкими ранениями, в то время как она сама скончалась на месте, а её мать умерла в больнице. Возможно, машина была неисправна; ходили слухи, что автокатастрофа не была случайностью. После катастрофы сын Александр переехал жить к отцу в США. Певица была похоронена на кладбище Westfriedhof в Мюнхене. На похоронах присутствовало около 3 тысяч человек, а на надгробном камне высекли просто "Alexandra". Через несколько месяцев после смерти Александры вскрылись факты, послужившие причиной открытия уголовного дела. Например, несоответствие протоколов полицейского обследования трупа и экспертизы в морге. Если в первом случае выявлены "несовместимые с жизнью тяжёлые травмы головы и груди", то во втором лишь "лёгкое ранение в области лица". На фотографиях, сделанных якобы на месте происшествия, запечатлена не та машина, что была у Александры. Водителя грузовика, в который врезалась певица, не могут найти уже 35 лет. Вопреки завещанию Александры и пожеланию родственников, тело певицы было кремировано. В ночь до этого в морге, где лежало тело, произошёл взлом. И, наконец, за 3 дня до гибели Александра заказала себе и матери места на кладбище, надгробия и заключила страховку жизни на высокую сумму. Несмотря на такое множество в высшей степени подозрительных улик, следствие зашло в тупик и было прекращено через пару лет. Лишь в 2004 году "дело Александры" получило продолжение. В рассекреченных архивах Штази следователи обнаружили ясные указания на то, что некий Пьер Лафер, с которым Александра была тайно помолвлена за пять месяцев до смерти, в действительности являлся крупным американским разведчиком, которому было поручено создать агентурную сеть в Дании. Вскоре центральный канал ARD официально сообщил о повторном открытии "дела Александры". Популярность Александры не прошла с её смертью. До сих пор выходят альбомы певицы, последняя серия с недавно обнаруженными архивными записями вышла на 60-летие Александры в 2002 году. Её песни звучат по радио, функционируют несколько клубов её поклонников, телепередачи о ней идут чуть ли не каждый месяц. Её называют "немецкой Эдит Пиаф", проводят концерты и конкурсы имени Александры.