Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
SPENCER DAVIS GROUP
 
 
  
 
В середине 60-х гг. этот квартет заслужил определение "group`s group". При переводе данного выражения на русский язык прямо-таки испытываешь какой-то "собачий синдром": понимать понимаешь, но сказать не можешь. Приблизительным эквивалентом будет что-то вроде "всем группам группа" или "самая-самая из всех групп". При этом речь идёт отнюдь не о "BEATLES" и не о "ROLLING STONES". Упрямая статистика вообще утверждает, что по итогам продажи синглов в Англии в 1966 году этот загадочный квартет занял 2-ю позицию, опередив и ливерпульскую четверку (11-е место), и "роллингов" (7-е), и уступил только "BEACH BOYS". Не рассказать о таком коллективе - значит проигнорировать музыкальное явление, пусть и несколько скоротечное.
 
  
 
В августе 1963 года Cпенсер Дейвис (Spencer Davis, р.17.7.42) познакомился в Бирмингеме с ударником Питом Йорком (Pete York, р.15.8.42), клавишником, гитаристом и вокалистом Стивом Уинвудом (р.12.5.48) и его братом, басистом Маффом (настоящее имя Mervin, р.14.6.43). Дейвис имел университетский диплом учителя и бегло владел немецким, французским и испанским языками, а также гитарой. Последнее перевесило. Вначале он окрестил свою группу "THE RHYTHM & BLUES QUARTET", затем переименовал в "SPENCER DAVIS GROUP". Контракт пришёл не сразу: всемогущая Decca музыкантов забраковала, зато по совету владельца компании Island Криса Блэкуэлла (Chris Blackwell) квартет взяла под свою опеку Fontana. Первая сорокапятка, кавер Джона Ли Хукера "Dimples", вышедшая в августе 1964-го, благополучно провалилась, а три последующих (все каверы американских композиций) медленно, но верно начали пробивать себе путь к заветной "двадцатке". Уже тогда на выступления "SPENCER DAVIS GROUP" ходили смотреть рок-знаменитости, они джемовали с Чарли Уоттсом (Charlie Watts) и Джеком Брюсом (Jack Bruce), "после работы" выпивали, например, с Джоном Ленноном и Полом МакКартни или тусовались на новоселье у Брайана Джонса (Brian Jones). Они играли в сборных концертах с самими "ROLLING STONES" и "The WHO".
 
  
 
Особенностью группы был если не стиль исполняемой музыки - таковую вовсю играли, к примеру, и "ANIMALS", и "ROLLING STONES", - то исключительная молодость Стива Винвуда - вероятно, самого молодого солиста из групп 60-х годов (к моменту первой записи ему было 16 с небольшим) - и феноменальная похожесть его манеры пения на чернокожих исполнителей. Винвуд по праву считался в то время одним из лучших вокалистов британского ритм-энд-блюза, а его подростковый, ещё не подвергшийся ломке голос мог достичь невероятно высоких нот. Позднее, когда квартет добился популярности в США, некоторые расистски ориентированные радиостанции отказывались крутить пластинки группы, так как считали, что она - негритянская! Почему Блэкуэлл сам не заключил контракт со "SPENCER DAVIS GROUP" станет понятным, если упомянуть, что, будучи белым уроженцем Ямайки, он старался популяризировать на Island музыку регги, а блюз и регги, как вы понимаете, далеко не одно и то же. Тем не менее Блэкуэлл принял участие в дальнейшей судьбе квартета и свёл их с ямайским вокалистом и композитором Джекки Эдвардсом (Jackie Edwards). У того имелась парочка оригинальных сочинений, прекрасно укладывавшихся в стиль квартета.
 
  
 
"Keep On Running", выпущенная синглом в ноябре 1965 года, поднялась на вершину британского хит-парада в третью неделю января 1966-го, сместив с 1-ой позиции битловскую "Day Tripper". Благодаря своеобразной аранжировке - берущему сверхнизкие ноты басу, раздражающе резкому звучанию гитар и ударным, отбивающим ритм с энергией парового молота, - мелодия приобрела особый вызывающий и агрессивный характер, что вполне соответствовало тексту ("Беги, прячься от моих объятий, ибо наступит такой день, когда я заставлю тебя понять: твоим мужчиной буду я!"). Тут публика с некоторым опозданием вспомнила про дебютный диск "SPENCER DAVIS GROUP" с неоригинальным названием "Their 1st LP", уже в течение пяти месяцев пылившийся на полках музыкальных магазинов - и с должным рвением принялась разбирать пластинку (6-я позиция в чартах). Более того, к описываемому моменту у квартета имелся уже и второй долгоиграюший "винил", "Their 2nd LP", так что оба альбома раскупались одновременно, конкурируя в списках бестселлеров один с другим (второй диск поднялся до 3-го места). Следующий сингл, "Somebody Help Me", также принадлежавший перу Эдвардса, опять поднялся на вершину британского хит-парада. Это был момент наивысшего взлета бирмингемского квартета. 3 сингла "BEATLES" того периода продержались в чартах Англии в общей сложности 36 недель, а 4 малых пластинки "SPENCER DAVIS GROUP" - 45, что, разумеется, говорит не об утере публикой интереса к славным ливерпульцам, а о пробуждении оного к другому самобытному коллективу. По иронии судьбы, Спенсер Дейвис так и не стал ярко выраженным лидером группы, которая носила его имя. Эта роль досталась Стиву Уинвуду, не только превосходному вокалисту, но также опытному, несмотря на юные годы, клавишнику, гитаристу и композитору. Вот любопытный факт, который будет небезынтересен тем, кто считает, что лучшие соло-гитаристы середины 60-х - это сугубо Clapton, Page и Jeff Beck. В сентябре 1967 года английский еженедельник "Melody Maker" опубликовал список "великолепной семёрки" гитаристов, которая, кроме вышеупомянутых, включала и Стива Уинвуда!
"SPENCER DAVIS GROUP" продержались в высшей лиге ещё год-другой, записав несколько удачных композиций собственного сочинения и альбом "Autumn `66", после чего ансамбль начали терзать неизбежные "музыкальные разногласия". Весной 1967-го братья Уинвуд покинули коллектив: Стив взялся организовывать "TRAFFIC", Мафф стал успешным продюсером в Island, а позднее возглавил художественно-репертуарный отдел в Epic. На вопрос о том, как он чувствует теперь себя без Стива, Дейвис в одном из интервью ответил: "Мы теперь оба стали свободнее - и он, и я". Замена покинувшим группу братьям нашлась в лице Эдди Хардина (Eddie Hardin - вокал, клавишные), Фила Сойера (Phil Sawyer - соло-гитара) и Чарли МакКрэкена (Charlie McCracken - бас). На дворе стоял 1967 год - время "детей-цветов" хиппи, психоделических экспериментов в музыке и заумных текстов. Продолжать рубить с плеча блюз без вариаций, когда другие выпускали вещички типа "Strawberry Fields Forever", было уже вроде как-то неудобно. И "SPENCER DAVIS GROUP" значительно переориентировали своё звучание: в июле 1967 года они записывают сингл "Time Seller" совершенно в духе времени - от текста о человеке, торгующем временем, до музыки, в которой звучит целый набор скрипок и контрабасов и даже так называемые "пальчиковые тарелочки" (finger cymbals) - индийские ударные. "У меня никогда не хватает времени, вот я и вообразил, что есть такой человек, который им торгует", - объяснил Дейвис рождение странноватой песни. Незадолго до этого музыканты побывали в Будапеште, где во время их выступления публика, захваченная, надо полагать, блюзовыми ритмами, начала поджигать программки концерта, а потом и скамейки. Западные рок-исполнители в те годы редко приглашались в страны так называемой "народной демократии", так что этот факт весьма примечателен. В конце 67-го группа снялась в эпизодической роли "самих себя" в фильме "Here We Go Round The Mulberry Bush". Сингл "Time Seller" пользовался некоторой популярностью и поднялся до 30-й позиции хит-парада. А может, он всё же привлёк внимание благодаря сильнейшему блюзу, записанному на обратной стороне - "Don`t Want You No More". Он, кстати, тоже встречается на сборниках "SPENCER DAVIS GROUP" типа "Greatest Hits". Очередной альбом с красноречивым названием "With Their New Face On" (1968) продемонстрировал значительный разброс музыкальных идей - от чистого блюза до психоделических композиций - и даже включал 6,5-минутную джазовую пьесу. Однако диск остался незамеченным. Новый состав просуществовал недолго, и к концу 1968 года Йорка и Хардина сменили Nigel Olsson и Dee Murray. В середине следующего года коллектив прекратил существование. Записав в начале 70-х несколько сольных альбомов и ненадолго "реинкарнировав" в 1973 году второй состав "SPENCER DAVIS GROUP" (плюс гитарист Ray Fenwick), Дейвис замолчал почти на 10 лет, работая консультантом в калифорнийской видеокомпании, затем в фирме Island, а к началу 80-х возглавил художественно-репертуарный отдел небольшой компании в Голливуде.
Лишь в 1984 году он выпустил новый альбом "Crossfire" и начал активно гастролировать. Аккомпанирующий ему состав включал и его бывшего коллегу по "SPENCER DAVIS GROUP" Пита Йорка. К 1987 году Дейвис давал до 100 концертов в год. В 90-х музыкант выступал в Австралии и Канаде, Японии и США, на Ближнем Востоке и в скандинавских странах, участвовал в проектах типа "Classic Rock All-Stars" или "The World Classic Rockers", которые, как явствует из названия, собирают рокеров-ветеранов, в телепередачах, посвященных истории рок-н-ролла, и даже снялся в телесериале "Married With Children". Музыка "SPENCER DAVIS GROUP" звучит во многих фильмах - "Iron Eagle", "Big Chill", "Mr. Destiny", "Days of Thunder", "Notting Hill" и др.
 
  
 


P.S. В далекие 60-е SDG сочинили песню "I Was Looking Back", в которой были и такие слова: "I was looking back to see if she was looking back at me...". Ничего не напоминает? "Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она..."

Игорь МАТВЕЕВ


© 2005 музыкальная газета