На главную   Содержание   Следующая
 
10CC
 
 
  
 
Роковые музыканты впервые начали постигать технические тайны записывающих студий во второй половине 60-х. Диски, которые были записаны в то время - 'Рet Sounds' Beach Boys, 'Sgt. Рeррer"s Lonely Hearts Club Band' Beatles или 'Uncle Meat' Mothers Invention - заняли среди роковых альбомов достойное место, но ни сами авторы, ни кто-либо другой в те времена не продолжили эту главу развития рок-музыки. В начале 70-х эта тенденция стала барьером, доступным для преодоления лишь избранным. Движение по пути студийных экспериментов на этом этапе было приостановлено, круг был замкнут, но именно с тех пор на роковой сцене стали появляться музыканты, основной сферой деятельности которых явилась записывающая студия, а на концертах они выступали лишь потому, что этого требовал хороший тон шоу-бизнеса. Одной из таких групп был квартет "10сс" из Манчестера. Казалось бы, обычный добротный роковый коллектив, но после внимательного прослушивания их лучших лонгплеев 'Sheet Music' и 'The Original Soundtrack' становится очевидным, что группа выпадает из стандартных рамок. И эта оригинальность зарыта не только в музыкальной индивидуальности, она крылась в истории возникновения и развития ансамбля, в том пути, который прошли музыканты до его создания. Все четыре члена группы пели соло и в гармонии (имеют красочные и в общем дополняющие друг друга голоса, и итоговый звук весьма объёмен по диапазону), все умели сочинять, вместе выпускали свои записи и играли на многих инструментах. В целом в рок-музыке они принадлежали ко второму поколению. Как правило, Лол Крим и Эрик Стюарт играли на гитарах (часто оба на соло- гитарах) и клавишных инструментах, Грэхем Гоулдмен предпочитал бас-гитару, а Кевин Годли был ударником. На концертных выступлениях им часто помогал ещё один ударник. Пол Бёрджес.
Гоулдмен был авторов ряда одних из самых лучших песен 60х годов, которые знали английские чарты: он писал для групп Hollies (Bus Stoр), Yardbirds (For Your Love, Heart Full of Soul), Herman"s Hermits (No Milk Today) Wayne Fontana (Рamela, Рamela) и ряда других. Принимал участие в работе ансамбля Mindbenders, a когда тот распался в 1968 году, он отправился в США работать автором для дуэта Казенеца-Катца. Стюарт занимался инструментальной сессионной работой в студиях Strawberry в Стокпорте, равно как и другие члены 10cc, работал в забытых ныне группах. Все они в музыке - самоучки. В 1971 году Стюарт, Крим и Годли объединились в трио Hotlegs, участвовали в совместном с Moody Blues турне по Англии и, кажется, пользовались некоторой благосклонностью критиков. Их сингл 'Neanderthal Man' даже появлялся в чартах, но на том карьера группы и закончилась . В студию пришли снова вместе с вернувшимся из США Гоулдменом в 1972 году. Двое из членов группы были заодно и звукооператорами, на руку им было и манчестерское месторасположение. Весь первый год они сосредоточили свои усилия на студийной работе и сочинении своих творений. В мае 1972 года послали свои записи Джонатану Кингу, который в английский популярной музыке перепробовал все профессии - от критика до певца. Кинг, как шеф граммофонной фирмы UK, в две недели заключил с группой контракт, назвал её 10cc (Кинг обычно говорил, что идея с названием пришла ему во сне) и позволил выпустить их первый сингл под названием 'Donna'. Это была полупародия на американские хиты конца 50х годов композиция, с типичным текстом о любви подростков, неизбежным фальцетным вокалом с баритонными ответами, натуральным телефонным звонком, но в то же время с почти битловскими пассажами злектрогитар, ритмикой, инструментальной техникой и иронией, которая была исключительной привилегией 60-х годов. Песня добралась до второго места в английских чартах. В июле 1973 года выходит ещё более техничная поп- пародия 'Rubber Bullets', ставшая первым номером, за которой последовала не менее великолепная 'The Dean And I'. Выпуск альбома закрепил успех и принёс группе внезапный и значительный восторг критики. Все записи дебютного альбома отдавали вполне ощутимым сингловым душком. Даже на последующих пластинках 10cc ориентировались главным образом на композиции, своим форматом и сильным мелодическим зарядом относящиеся к тем, которые всегда почитали за приличные синглы. Не удивительно, что роковая публика отнесла их сначала к марионеточным завсегдатаям хит-парадов типа Slade, Sweet и прочих. Это было ошибкой - главной особенностью группы были оригинальность и вкус, которые для вышеупомянутой категории совершенно не обязательны. Группе удалось проникнуть в причёсанный и стерильный мир потребительской поп-музыки. Так же, как и другой "ужасный ребёнок" зтого жанра Фрзнк Заппа, они с опаской озирались, как бы не сочинить чего-либо скучного. Поэтому каждый тактовый рифф или иной жест отдаёт некоторой рафинированностью, и поэтому в их текстах чувствуется явственный привкус иронии, которую многие принимали за цинизм. Песни свои четвёрка писала индивидуально и вместе, демонстрируя широкий диапазон влияний от Beatles до Four Seasons, причём очень важно отметить и тематическую пестроту их репертуара: бомба с часовым механизмом в самолёте (Clockwork Creeр) пациент в ожидании операции (Hosрital Song), двуязычная миниопера о туристе в Париже (One Night In Рaris). Песни с любовной тематикой в их арсенале были большой редкостью - члены группы писали обычно попарно, а когда два парня пишут текст о любви, то это выглядит по меньшей мере неестественно. В итоге на первые четыре альбома, кроме уже упомянутой Donna, пришлись лишь песни 'Silly Love' и 'I"m Not In Love', которые опять же демонстрируют отражение проблемы в кривом зеркале: "Я не влюблен и помню об этом; когда ты позовёшь меня, то не обещаю, что не найду ничего более важного. Твой образ всегда при мне, но только затем, чтобы прикрыть пятно на штукатурке". Первые концерты группы прошли лишь в конце 1973 года, в то время, когда 10cc были уже достаточно известны, а дебютный лонгплей побывал в чартах. Благодаря своему в некоторой степени оригинальному происхождению группа обладала и рядом особенностей, отличавших её от современников - остроумие текстов, композиция песен, аранжировки и звук группы - отчасти проявляющимися и на концертных выступлениях. Корни этих особенностей лежали в совершенном использовании инструментов и возможностей звукозаписывающих студий: например, в песне 'I"m Not In Love' вокал окружён неправдоподобно звучащим хором, эфирным шорохом и фоном. Во всех случаях звуковые трюки группы звучали эффектно, но не навязчиво. 'Sheet Music' был встречен хорошо, но после него, очевидно, соблазнённые высокими гонорарами, в 1975 году они переходят на фирму Mercury. Сразу же выпускают там диск 'The Original Soundtrack', который и содержал уже упомянутый сингл 'I"m Not In Love', сочинённый Эриком Стюартом. Через пять лет журнал New Musical Exрress назовет его, наряду с куиновской 'Bohemian Rhaрsody', лучшим синглом всех времён. Сам же альбом (несмотря на название, он не относится ни к какому фильму) ещё раз продемонстрировал ставшие типичными для звука группы прозрачные вокальные гармонии. Звуковой пестротой и внезапными поворотами группа здесь будит ассоциации с битловским "Клубом одиноких сердец". Есть и другие сходные моменты: прямолинейные милые мелодии и такой типичный для англичан тонкий юмор, который в 70-е годы удавался немногим исполнителям. Но с другой стороны, этот альбом, равно как и следующий 'How Dare You?', были подвергнуты критике за злоупотребление техническими трюками. Отсутствие непринужденности, которая так отличала Beatles, создавало порой чувство, что успешные песни были записаны чисто случайно и вместо них могло появиться всё, что угодно. Но возможно, что эта непринуждённость, как особенность времени - осталась в 60-х годах вместе с Beatles. Так или иначе, но в деятельности ансамбля наметился кризис. В 1976 году они разделяются на две половины, причём прежнее название оставили за собой Гоулдмэн и Стюарт. 'Deceрtive Bends', равно как и сингл из него 'The Things We Do For Love' критика признала вполне удачным. Уход двух членов не подорвал концепцию: остроумная, часто не без зауми лирика в сочетании с мелодикой. Позже, для концертного турне, коллектив был доукомплектован клавишником Тони О"Мэлли, гитаристом Риком Фином, а также ударниками Полом Бёрджесом и Стюартом Тошем из группы Рilot. По завершении своего концертного турне они выпустили диск Live And Let Live. Но 10cc всегда были ансамблем, чьи концертные выступления были вторичными по отношению к работе в студии. И на концертах после замены половины ансамбля на трёх пусть даже отличных исполнителей они ещё долго не могли составить единого целого. Без стерильной студийной атмосферы уже не удавалось воспроизвести техничное наложение вокальных и инструментальных партий, а также подвести оркестровое сопровождение. Альбом 'Bloody Tourists' опять был ориентирован на массовый вкус и успех в чартах. Хотя публика встретила его горячо, критика оказалась далеко не столь доброжелательной, как прежде. Обозначив его, как английскую разновидность традиционного европейского варьете, местами похожего на Элвиса Пресли 60-х годов, пресса назвала альбом однодневным, хотя и на этот раз чистота и исключительное качество записи, привели к тому, что песни 10сс были названы "моделью в жанре". В то время, как два члена 10cc, желающие гастролировать, отделились и взяли себе имя ансамбля, Годли и Крим отправились снова в студию и занялись сочинением зксцентричного и некоммерческого материала. Их дебютом был тройной альбом 'Consequence', привлекший внимание главным образом благодаря своему формату. На альбоме 'L' основная нагрузка была возложена на тексты, балансирующие на грани иронии, и полунамеков. В диске 'Freeze Flame' интересна титульная мелодия, но в целом запись больше похожа, скорее, на научный зксперимент, чем на развлекательное мероприятие. Лонгплей 'My Body Is Car' более интересный и новаторский, зато диск 'Birds Of Рrey' - самый коммерческий. В 1981 году они выпустили синглом замечательную песню 'Under Your Thumb', попавшую в британских чартах на третью позицию. Хотя были и еще хиты, 'Wedding Bells' и 'Cry', настоящей родной стихией для дузта стало производство видеоклипов. Их ролик к песне 'Cry' собрал много различных премий и стал классикой в жанре. С предложением о сотрудничестве в видеоклипах к ним обращались Visage, Хэрби Хэнкок, Рolice, Toyah и Duran Duran. В 1984 году прославилась их работа над клипами группы Frankie Goes To Hollywood. После того как в 10сс в апреле 1977 года появились Стюарт Тош, Рик Финн и Тони О"Мэлли и дебютировали в мае с началом британского турне, через десять месяцев к ним присоединился клавишник Дункан Маккей. На своём мотоцикле попал а аварию и пострадал Голдмэн, поэтому японское турне было отменено. Вскоре он вернулся в студию и группа отметилась записью звуковой дорожки к фильму 'Animalymрics' и титульной песни к фильму 'Sunburn'. Стюарт написал песни для французского фильма 'Девушки', выпустил в 1981 году сольный лонгплей и, среди прочих, был продюсером второго альбома группы Sad Cafe. С американским вокалистом/клавишником Эндрю Голдом Голдмэн познакомился еще в 1982 году. На лонгплее 'Ten Out Of Ten' Голд оказался соавтором четырёх композиций. Когда в 1984 году 10сс распались, Голд приехал в Англию и без определённых планов начал сочинять с Голдмэном песни. Затем они назвали свой дуэт Wax, подписали контракт с RCA и в 1986 году выпустили лонгплей 'Magnetic Heaven', оставшийся незамеченным. Синглы 'Right Between The Eyes' и 'Hear No Evil' в чарты не попали. Зато следующий альбом 'American English' угодил в британские Toр 10, а сингл из него 'Bridge To Your Heart' занял 12-е место.
Музыка дуэта была добротной попсой, мелодичной и умело аранжированной, смешивающей влияния 10cc, Билли Джоэла и Steely Dan, но без излишней лирики музыкального новаторства. В начале 90-х Голдмэн и Стюарт после долгой размолвки снова начали писать песни вместе. На стадии студийной работы к ним присоединились Годли и Крим. Выпущенному лонгплею 'Meanwhile' приём был оказан довольно холодный.
 
  
 

Дискография:
10CC:
1973 - 10CC
 
  
 

1974 - Sheet Music
 
  
 

1975 - The Original Soundtrack
 
  
 

1976 - How Dare You!
 
  
 

1977 - Deceptive Bends
 
  
 

1977 - Live And Let Live
1978 - Bloody Tourists
 
  
 

1980 - Look Hear?
 
  
 

1981 - 10 Out Of 10
1983 - Windows In The Jungle
 
  
 

1992 - Meanwhile
1995 - Mirror Mirror
 
  
 

GODLEY & CREME:
1977 - Consequences
1978 - L
1979 - Freeze Frame
1981 - Ismism
1981 - Snack Attack
1983 - Birds Of Prey
1985 - The History Mix
1987 - Changing Faces
1988 - Goodbye Blue Sky
Graham GOULDMAN (solo):
1969 - Graham Gouldman Thing
1980 - Animalolympics
2002 - And Another Things
Eric STEWART (solo):
1980 - Girls
1982 - Frooty Rooties