Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
SBB
 
 
  
 
Рок-музыка Польской Народной Республики давным давно двигалась по фарватеру проложенному двумя такими великими явлениями европейского масштаба, как Чеcлав Немен и группа "SBB". И, несмотря на то, что вместе они проработали всего-то полтора года, а в целом их музыка разительно различается, создали они этот фарватер столь ярко и четко, что можно просто обзавидоваться. У руля группы, которая изначально назвалась "Silesian Blues Band" стоял второй после Немена рок-гений Польши - Юзеф Скшек, классический пианист и талантливый мульти-инструменталист. На чем ему только не приходилось играть за всю свою длительную и успешную карьеру - бас-гитара, скрипка, пианино, различные синтезаторы, губная гармошка, и на всем он умудрялся играть так, что мог заткнуть за пояс практически любого узкоспециализированного музыканта. Его музыкальная карьера началась с того, что он закончил престижную музыкальную школу в Катовице в 1967 году и тут же сломал себе руку (говорят, играл какой-то музыкальный этюд). В результате он полгода сидел без упражнений и за это время потерял надежду осуществить свою мечту - стать классическим пианистом. Пришлось играть в менее требовательных направлениях. С 1969 года он начал выступать во многих рок и джаз группах, а в 1970 году присоединился к местной знаменитой блюз-роковой группе "Breakout" в качестве бас-гитариста. Впрочем, стать звездой в рамках этого коллектива ему было не суждено, помешал один случай - как то, вместе с командой, они сидели и смотрели футбол, барабанщик группы Юзеф Хайдаш весь матч издевался над любимой командой Скшека, которая, к тому же, еще и проигрывала. Ну и до издевался, басист взял свою гитару, ушел, хлопнув дверью, и никогда больше не возвращался. Год спустя Юзеф Скшек объединяется с барабанщиком Ежи Пиотровски и сыном греческих эмигрантов гитаристом Апостолисом Антимосом. Именно это трио под именем "Silesian Blues Band" начинает репетировать в подвале одного из домов. Денежная ситуация была просто кошмарная, поэтому репетиционную базу пришлось разместить именно там. Так бы и прозябали бы музыканты, играя по окрестностям рок, блюз, свинг, если бы их не заметил тогда еще не великий, но уже культовый выходец из Белоруссии Чеслав Виджицки, более известный всему миру, как Чеслав Немен. Ему так понравились молодые силезские музыканты, что он решил взять их себе в качестве аккомпаниаторской группы. Дебютный концерт молодого коллектива в новом амплуа состоялся 22 декабря 1972 года и с тех пор началось: концерты по всей Европе, частые выступления в Варшаве, а также в Германии, запись на лучших студиях страны (вместе с Неменом SBB записали 4 альбома - "Strange Is This World", "Niemen, Vol.1", "Niemen, Vol.2" и "Marionetki"). Но однажды музыканты поняли, что Немен двигается не по тому пути, куда бы хотели двигаться они и после 18-ти месяцев совместных выступлений они уходят от Чеслава, чтобы постараться стать самими собой, добиться чего-то самим, попутно переименовав себя в просто SBB, что теперь расшифровывалось как "Szukaj, Burz I Buduj" (Найди, Разрушь и Построй, идею так назвать группу приписывают тогдашнему боссу коллектива - Франтишеку Валицкому), а Чеслав продолжил свою музыкальную карьеру в качестве "Niemen Aerolit", продолжив создавать свою оригинальную и удивительную музыку. Первый альбом группы, названный коротко, просто и ясно "SBB" был записан 18-го и 19-го апреля 1974 года в студенческом клубе "Stodola", несмотря на не самую прекрасную запись этого концертного альбома и использование самодельных усилителей, которые превращали гитару Антимоса и бас Скшека в жутко перегруженных монстров, материал, представленный там, просто превосходен. Чтобы описать стилистику альбома, нужно представить смесь "Mahavishnu Orchestra" и "Led Zeppelin" и добавить сюда виртуозные клавишные партии, которых бы не постеснялся и Эмерсон. Мощный хард-рок-блюз-прог-фьюжн, исполненный на высочайшем уровне. Альбом моментально расхватали и достать его было чрезвычайно сложно, разве только на чёрном рынке за двойную цену. Но музыканты в том году на этом не успокоились и через полгода записали свой второй альбом "Nowy Horyzont". Он продолжал разрабатывать ту же жилку, что и первенец, разве только они немного наэкспериментировали на первой стороне, которая представляет собой сведенные в один трек несколько коротких композиций, записанных достаточно необычным способом с выведенными барабанами на первый план. К тому же, музыканты заметно усложнили свой материал, насытив его современными гармониями и диссонансами, почерпнутыми из академических музыкальных произведений, что в сочетании с мощными гитарными партиями и безумными клавишными импровизациями дало просто сногсшибательный эффект. Скшек полностью оправдывал название своей группы, заявляя о том, что он слышит музыку во всем, в фуге Баха, в тоскливой блюзовой песне, в заводных рок-н-ролльных ритмах, но не видит каких-либо причин, не сочетать это в одном месте и в одно время, даже если это разрушает какие-либо стилистические барьеры и музыкальные границы. Найти новый путь в музыке, который разрушит все стены и оковы и построит новый храм новой музыки - таким был девиз поляков. Второй альбом тоже оказался мега-популярным, поэтому очень скоро - в 1975 году - выходит и третий альбом "Pamiac". В этот раз альбом оказался наполненным в гораздо большей степени чем предыдущие два песенным творчеством, что не может не радовать, так как Юзеф Скшек обладал плюс ко всем своим талантам еще и прекрасным голосом. Мистический и метафорические стихи к альбому написал польский поэт Юлиан Матей. При этом альбом оказался стилистически более выверенным и продуманным чем оба предшественника. Многие склонны назвать его лучшей работой "SBB". Вскоре появляется и четвертая пластинка, завершающая польскую квадрологию группы SBB - Za Slowem Biegne do Ciebie. Она вновь несколько отличалась от предыдущих работ группы - в этот раз музыканты ударились в спейс-рок, изрядно наводнив пластинку космическими звуками синтезаторов, правда, оставив большие пространства и для гитариста. Композиционно группа сторонилась коротких форм, хотя и раньше все их композиции отличались приличной продолжительностью, но теперь они переплюнули сами себя, представив на суд слушателей две пьесы, каждая длинной примерно по двадцать минут. С 1976 года группа получила большую известность по всей Европе, они прокатились с концертами по Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Дании, Финляндии и многим другим как социалистическим, так и не очень, странам. SBB дважды появлялись на немецком телевидении и завоевали музыкальную награду в Бельгии. В период с 1976 по 1978 год группа переиздала несколько своих первых пластинок в Германии (некоторые, правда, в той или иной степени отличаются от польских изданий) и записали пару чудных альбомов - Follow My Dream и Welcome, которые представляют собой некое более популярное и доходчивое переложение идей своих польских альбомов, разве что от психоделии ранних творений не осталось и следа и группа полностью спозиционировала себя как симфо-проговый коллектив с присутствием джаз-роковой составляющей. Песни стали заметно короче, исполнялись на английском, а группа, увы, перестала сотрудничать с Матеем. Все это в совокупности заметно принижает историческую и музыкальную ценность этих двух пластинок, хотя слушать их можно и это вызывает определенное удовольствие, но бесспорно, обе они явно проигрывают тому, что было до них. Такие стилистические метаморфозы и явный расчет на коммерциализацию собственных пластинок не сработал. Запад не принимал музыку SBB по большому счету, и последний перед распадом диск группы, датированный 1980-м года "Memento s Banalnym Tryptykiem" затерялся на прилавках магазинах, будучи оттертым на задний план изданиями панк- и диско-групп. Такого группа перенести уже не смогла и совершенно правильно и вовремя распалась, так и не увидев губительных, по большому счету, для обычной прог-рок-группы 80-х, ну а Юзеф Скшек некоторое время занимался сольной карьерой. Как и полагается, на этом история не закончилась, пришли 90-е, когда многие мёртвые группы возвращались к жизни. Вернулись и "SBB". Сначала в 1991 году состоялось непродолжительное воссоединение для концерта в Сопоте, которое инициировал бывший начальник "SBB" Францишек Валицкий. Затем музыканты выступили два года спустя в Катовице, заметно раздувшись в составе до квинтета (всему виной два гостя группы - акустический гитарист Януш Хрыневич и басист Анджей Русек). Этот же состав совершил гастроли в США, где Пиотровски решил остаться на постоянное место жительства, что ещё раз развалило коллектив. Следующая реанимация состоялась уже в 1998 году, благодаря замене Пиотровски на молодого барабанщика Мирослава Музыканта, работавшего в сольных проекта Скшека. Увы, продержался Мирослав Музыкант в составе воссоединенных "SBB" недолго, не выдержав давления со стороны прессы и поклонников группы, вечно сравнивавших его с Пиотровски (естественно в пользу последнего) и вечных споров с Антимосом, он бросил группу прямо перед несколькими решающими концертами. Что ж, замену ему нашли просто потрясающую - Пол Вертико из группы "Pat Metheny Group". Вышли на него через Марека Комара - шефа европейского фан-клуба Пэта Метини, Пол поиграл несколько концертов, ему понравилось и новое тысячелетие легендарная польская группа встретила, имея в составе легендарного барабанщика. Пусть не самое трогательное развитие истории группы "SBB", но главное, что у этой истории будет продолжение!
 
  
 
 
  
 

Дискография:
1974 - SBB
 
  
 

1974 - Nowy Horyzont
 
  
 

1975 - Pamiac
 
  
 

1976 - Za Slowem Biegne Do Ciebie
 
  
 

1978 - Follow My Dream
 
  
 

1978 - Welcome
1980 - Memento s Banalnym Tryptykiem