Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
FREE
 
Легенда английской блюзовой сцены Алексис Корнер (Alexis Korner) во многом ответственен за появление на свет группы "Free" - одной из наиболее влиятельных команд своего времени. Их стиль соединил в себе классический блюз и интонации зарождающегося хард-рока. Мелодическая структура композиций послужила основой для многих поп-рок/АОР исполнителей середины 70-х, вроде "Bad Company", "Foreigner" и других. В начале 1968 года барабанщик Саймон Кёрк (Simon Kirke) и гитарист Пол Коссофф (Paul Kossoff) решили покинуть "Black Cat Bones", группу второго эшелона британского белого блюза. Коммерческие неурядицы, отсутствие контракта у 'костей чёрной кошки' и знакомство с молодым певцом по имени Пол Роджерс (Paul Rodgers) посеяли надежды на успех в обновленном составе. По совету Корнера место басиста занял Энди Фрейзер (Andy Fraser), который в 15-летним возрасте угодил в состав "Bluesbreakers" самого Джона Мэйолла (а о лучшей рекомендации можно было даже не мечтать). Кстати, Корнер в ответе и за смену названия с многострадального "Free At Last" на более короткое и запоминающегося "Free". Он же помог заключить им контракт с Island Records. На дебютном альбоме 'Tons Of Sobs' (ноябрь 1968 года) музыканты продемонстрировали весь свой технический арсенал - от пронзительных блюзов (Goin' Down Slow) до первых образцов классического хард-рока (Sweet Tooth). Кроме эмоционального вокала Роджерса слушателей поразила слаженная ритм секция. Чёткая и резкая игра Фрейзера великолепно аккомпанировала разухабистому стилю Кёрка. На концертах Саймон часто молотил по своим 'тарелкам' в полном исступлении. Пол Коссофф, возможно, не вошёл в число гитарных героев рубежа 60-70-х, но обладал уникальной манерой исполнения. Ленивый, в чём-то монотонный во время ритмических ходов он словно просыпался на сольных партиях. Большую часть материала "Free" писали совместно Фрейзер и Роджерс. Последовавшие пластинки "Free" (1969) и "Fire And Water" (1970) закрепили успех группы, подтверждённый непрекращающимися гастролями. По поводу гастролей. Их выступление на фестивале Isle Of Wight запечатлено на видео и продемонстрировало, что главная изюминка группы проявлялась во время концертных выступлений. Звезда группы росла, продолжай они в том же духе - могли бы соперничать по популярности с героями хард-рока 70-х годов. Но после крайне неудачного альбома 'Highway' (1970) коллектив неожиданно для всех оказался в тупике. Музыканты "Free" ошиблись в выборе направления и в глазах многих поклонников выглядели, чуть ли предателями. По признанию Пола Роджерса они подзабыли свои блюзовые корни и слушали в первую очередь "The Band" и Боба Дилана (Bob Dylan). По совместному согласию группа распалась. Как ни странно, но за год 'отдыха друг от друга' на сольном поприще проявили себя в первую очередь Коссофф и Кёрк, в группе игравшие не главные роли. Их проект с Джоном 'Рэббит' Бандриком (John 'Rabbit' Bundrick) "Kossoff-Kirke-Tetsu-Rabbitt" оставил после себя превосходный альбом блюз-рока, по качеству не уступающий работам самих "Free". Всё те же тягучие блюзы, цепляющие мелодии, с сильным влиянием фортепиано и 'хаммонд' органа. Пол Роджерс в это время пытался создать супер-группу "Peace" с музыкантами "Killing Floor", но безуспешно. Так же обстояли дела и у Энди Фрейзера с проектом "Toby". Возвращение "Free" на сцену сопровождалось таким же маловразумительным как и 'Highway' альбомом 'Free At Last' (1972). Но активность на концертах вернула утраченные позиции. Благо их прошлые хиты ("All Right Now" со своим бессмертным рифом и "Brother Jake") публика забыть не успела. Во время турне 1972 года у группы "Free" появились новые проблемы. Серьёзное увлечение Коссоффа наркотиками повлияло на взаимоотношения внутри группы. В результате, Фрейзер, один из основных композиторов покинул группу. Следующую пару лет он выступал с собственной группой "Sharks".
Состав "Free" дополнили участники "Kossoff-Kirke-Tetsu-Rabbitt", группы Коссоффа и Кёрка - клавишник 'Рэббит' Бандрик и басист Тетсу Ямаучи. 'Heartbreaker' (1973) стал откровением - все уже и забыли, что музыканты начинали с блюза и хард-рока. Полный набор убойных хитов, мелодичных блюзовых баллад а-ля классический "Free" в сопровождении с гениальными клавишными партиями "Рэббит" Бандрика. Казалось, путь на вершину был открыт, но накал страстей внутри группы, убойные гастрольные графики ещё сильнее посадили Коссоффа на "тяжёлые" наркотики. Дело дошло до того, что большую часть гитарных партий на "Heartbreaker" исполнил сам Пол Роджерс, вспомнивший, что некогда в начале карьеры был гитаристом, на концертах Коссофф также часто не появлялся на сцене. И после столь мощного всплеска активности музыканты прекратили совместную деятельность. Как ни странно, но после распада "Free" Коссофф далеко не сразу 'выпал из обоймы'. После выпуска в 1973 году очень неплохого сольного альбома "Back Street Crawler" он собрал группу с таким же названием. "Band Plays On" (1975) получился на редкость удачным. Вокалист Терри Вилсон-Слессер умело копировал манеру Роджерса, а помощь со стороны клавишника Монтгомери в написании материала ещё более выделяло группу на общем фоне многих блюз-роковых коллективов. Но во время записи второго альбома ('Second Street' 1976) сердце музыканта не выдержало, что привело к гибели одного из героев славных 60-х. Группа сократила название до "Crawler" и после нескольких бесславных альбомов распалась. После отказа занять пост вокалиста "Deep Purple" Роджерс собрал вместе с Кёрком "Bad Company", группу лишь отдалённо следовавшую традициям "Free". Стадионный рок- и поп-баллады прочно заняли место в репертуаре этой многообещающей команды. Но, несмотря на то, что в коммерческом плане "Bad Company" была много удачливее "Свободы", материал сильно уступал по качеству. Фрейзер после неудачи с "Sharks" выпустил в середине 70-х пару сольных альбомов, но без особого успеха. Несмотря на довольно волнообразную карьеру группы "Free", их наследие продолжает питать умы многих начинающих исполнителей и просто любителей британского блюза. Неповторимое сочетание четырёх талантливых личностей подарило слушателям по-настоящему новый вариант белого блюза.

Дискография:

1968 Tons Of Sobs (Island)
1969 Free (Island)
1970 Fire And Water (Island)
1970 Highway (Island)
1971 Live (1971)
1972 Free At Last (Island)
1973 Heartbreaker (Island)