Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Jorma KAUKONEN (HOT TUNA)
 
Йорма Кауконен. Обычное имя для американского парня, верно? Причём парня, без которого не только история рок-н-ролла и хиппи-движения была бы с вырванными страницами, но и история белого фолк-блюза 60-90-х годов, возможно, была бы унесена в небытие ветрами судьбы и памяти. А многие ли у нас знают это имя? Увы: Лишь истые старые хиппи, любители небезызвестного в психоделик-эпоху коллектива "Jefferson Airplane" одобрительно покачают хайрами: "Да: Йорма: гитара:Грэйс Слик:Сюрреалистик Пиллоу: Эмбрионик Джорни..". Да, всё это так. Один из первых персонажей Хэйт-Эшбери, постоянный участник хиппово-блюзовых джемов Лета Любви, растянувшегося на пусть несколько, но коротких и сказочных лет, бессменный гитарист "Jefferson Airplane". Эта ипостась нашего героя задокументирована как дотошными историками молодёжных субкультур, так и летописцами рок-н-ролла. И уже вошла в анналы. Причём буквально - в 1985 году Йорма Кауконен как гитарист "Аэропланов" был внесён в Зал Славы Рок-н-Ролла. Но "Аэропланы" - "Аэропланами", а была у Йормы и иная страсть, которая в сём славном коллективе, увы - не могла быть реализована до конца. Что ж поделать, человек - сложное существо. А Йорма любил акустический фолк-блюз. И не просто любил, но и играл его - с огромной любовью и удивительным вдохновением, синтезируя традиционное фолк-блюзовое акустическое звучание со своим уникальным стилем звукоизвлечения, которое ему помог выработать один слепой старый негр, называвший себя Reverenger - Преподобным: Впрочем, обо всём по порядку.
Йорма Кауконен появился на свет в Вашингтоне, округ Колумбия. Отец его был чиновником Иностранной Службы, и по долгу этой самой, далеко не самой загадочной, но в меру романтической службы - долгое время был вынужден проводить в путешествиях. Попутешествовал с ним и сын, с ранних лет отличавшийся интересом к музыке, и попутно впитывая в себя всё самое интересное из музыкальных культур, встречавшихся на маршрутах семьи Кауконенов - от пакистанских экзотик-инструментов до гавайской слайд-гитары. Вернувшись в Америку уже подростком, Йорма сам попросил купить себе гитару, и впервые, ещё неумело, начал путешествовать по грифу, пытаясь воспроизвести классические стандарты старых мастеров кантри - Роя Эшофа, семьи Картеров и иже с ними. Тогда же он услышал и блюз. Всё. Предпосылки к музыкальной деятельности были уже сформированы, и зёрна кантри-блюза упали уже на вполне подготовленную почву. Но для рождения Музыканта не хватало главного - собственного почерка и стиля. Уже в студенчестве, Йорма встречается со многими музыкантами, в частности с его будущим многолетним соратником Джеком Кэсиди, с которым они вместе мечтают создать рок-бэнд. Сказано - сделано, и через некоторое время появляется "Jefferson Airplane". Однако - это уже другая опера, и наш рассказ - не о ней. В начале 60-х Йорма уже вплотную приблизился к блюзу, и весьма пристально, но несколько удивлённо его разглядывал. Ведь блюз - это целая Вселенная, - так как же в ней освоится 17-летнему мальчику? Он ходил на концерты 'блюзового шамана' Джона Ли Хукера, посещал выступления звёзд фолк-пьемонского блюза - Сорни Терри и Брауни МакГи. И как раз пьемонтский, 'акустик-пальцевый стиль' и заинтересовал Йорму более всего. Но кульминацией его поисков стала встреча с музыкой легендарного, удивительнейшего слепого чёрного блюз-, госпел- и спиричуэл-гитариста, который называл себя Преподобным Гэри Дэвисом. О его судьбе и песнях западными исследователями корневой американской музыки написано уже немало книг, но для Йормы - он сам стал как большая настольная книга. Игра Гэри Дэвиса настолько захватила молодого белого гитариста, что он понял - ЭТО - его. И это - навсегда. До сих пор Йорма с большой нежностью и потрясающим 'проживанием-песни-изнутри' исполняет некоторые номера Преподобного Гэри Дэвиса - человека, показавшего ему путь. 'Death Don"t Have No Mercy' - этот тревожный, мерцающий неподдельным трагизмом акустический гимн Дэвиса - заиграл на струнах у Йормы новыми оттенками, но нисколько не утратил своей сути.
Сам Йорма вспоминал, что начал играть на гитаре с 16 лет. И когда играл кантри, и блюграсс, и когда уже подобрался к блюзу - говорил, что у него никогда не было желания стать сверхизвестным и супертехничным гитаристом. Он просто очень любил играть и петь. И его первой 'музыкальной школой' - было всего лишь непрерывное музицирование. Когда он учился в колледже, - в любой свободный момент - он хватал гитару, и было крайне проблематично заставить его расстаться с любимым инструментом. Как мы уже упоминали, под влиянием Слепого Гэри Дэвиса, Кауконен начал экспериментировать с 'пальцевым' стилем игры, известным как finger picker stile. Эта манера игры представлена в блюзе т.н. пьедмонтской традицией, где никогда не используется медиатор и игра слайдом. В finger picker stile - много общего и с традицией чёрного сельского рэгтайма, и отчасти - с кантри-музыкой. Великими учителями Кауконена, как и многих иных акустик-пальцевых гитаристов были такие легендарные для истории блюза персонажи как Блайнд Блэйк, Блайнд Бой Фуллер, Брауни МакГи. И Йорма - был хорошим учеником.
Хиппи-блюзовая юность Кауконена. Об этом написано - уже достаточно много. И тем не менее: Хэйт-Эшбери -мечта, ставшая реальностью - лишь для того, чтобы раствориться через несколько лет в памяти и мемуарах тех, кто дожил до их написания. А ведь часть истории белого блюза -лежит именно там. И пусть британский блюз-монстр Эрик Клэптон, вспоминал о гастролях "Cream" в Калифорнии: 'Честно говоря, там не было по музыке - вообще ничего интересного. Вообще, во всей Америке - за исключением явных гигантов блюза - ничего не произвело на нас впечатления. "Big Brothers And The Holding Company", "Jefferson Airplane", "Grateful Dead" - всё это было неинтересно". Потому и было. Что сам Клэптон - как и добрая половина британцев - ИГРАЛИ изощрённую музыку. А калифорнийские хиппи - ВНУТРИ музыки жили. И моменты техничности игры или супервиртуозности - народ на Хэйт-Эшбери волновали, как прошлогодняя картошка. Послушайте 'Ранние Перформэнсы' Джэнис Джоплин. Есть там изощрённая музыка? И рядом не пробегала. А что там есть? А есть там, помимо гитары юного Кауконена в доброй половине песен, - удивительная атмосфера, гармония и огромная любовь к тем старинным блюзам, которые самозабвенно выпевала далеко-ещё-не-звезда по имени Дженис. Leadbelly, Bessie Smith, Jimmy Cox - вот источники вдохновения того, хиппи-блюза Лета Любви. И если Клэптон, при всём своём несомненном таланте и любви к Роберту Джонсону сделал в репертуаре "Cream" джонсоновский "Crossroads" достаточно, простите, натужно, стараясь уложить непослушный дельта-блюз в прокрустово ложе импровизационного гитарного блюз-рока, то Йорма и Дженис - мало задумывались о том, как это выглядит со стороны. Они просто играли и пели, искренне радуясь молодости и любимой музыке. Потому что простой, старый акустический блюз - это зеркало человечьей души, а не искусно сфабрикованный блестящий фантик для коммерческих продаж.
Йорма, ещё до того, как собрал "Hot Tuna", - сделал одну в своём роде удивительную вещь - он переоткрыл для белой публики, посещающей хиппово-психоделические концерты самые глубинные, самые древние, корневые, почти мифические блюзы. Судите сами - среди его любимых песен, постоянно кочевавших из репертуара одного концерта в другой на протяжении нескольких десятков лет - добрую половину составляет дремучая архаика. "True Religion" - не что иное как версия той самой вещи, которую в один из самых первых своих сеансов грамзаписи на "Парамаунте" в Чикаго увековечил отец техасского блюза Blind Lemon Jefferson. "Hesitation Blues" - по материалам Пола Оливера задокументирован ещё в 10-х годах 20-го столетия, и приписывается авторству (хотя что есть авторство в блюзовой, глубоко народной традиции?) 'отца блюза' джазмена У.К. Хэнди. "Candy Man" - ещё одна фольклорная классическая вещь, вызывающая из небытия памяти великолепные имена Миссиссипи Джона Харта и Преподобного Гэри Дэвиса. "Keep Your Lamps Trimmed And Burning" - как не вспомнить 'райкудеровского' вдохновителя - великого Блайнд Вилли Джонсона? И подобных примеров можно привести множество. Соль, суть, сердце того, что делал Йорма Кауконен - здесь, с этими песнями и с этими именами. Но Йорма не был бы Музыкантом с большой буквы, если бы играл всего лишь кавер-версии. Он же - создал неповторимый сплав из различных блюзовых традиций и направлений: и поселил их на грифе своей шестиструнки и мягкого, доброго, чуть печального и будто обволакивающего голоса. И каждый его концерт до сих пор - это сеанс фолк-блюзового акустического волшебства, неторопливый разговор голоса и гитары, медленных протяжных 'разговаривающих' слоу-блюзовых нот, и быстрых, щёлкающих трелей рэговых 'пьемонтских' гитарных фраз, рассыпающихся из-под его пальцев.
Биографическая канва жизни Йормы Кауконена - в общем, не сложна. Но разве в ней суть? Жил, играл, пел. В 1969 году вместе со старым другом Джеком Кэсиди - басистом "Jefferson Airplane" организовал свой фолк-блюзовый проект "Hot Tuna". "Hot Tuna" (сначала "Hot Shit") успевала давать концерты в промежутках между выступлениями "Airplane". В 1970 году к дуэту присоединился Вилл Скарлет (гармоника), кроме того, ребятам периодически помогали Мартин Бэйлин и Спенсер Драйден. В этом же году вышел дебютный альбом "Hot Tuna", записанный в Новом Орлеане. На диске звучал традиционный блюз. В следующем году появилась пластинка "First Pull Up, Then Pull Down", сделанная в более роковом звучании. К моменту выхода их второго альбома они уже были квинтетом, в который вошли легендарный скрипач Папа Джон Крич и Сэмми Пьяцца (ударные). Перед выходом третьего диска, "Burgers", еще более жестко звучавшего, команду покинул Скарлет. К 1973 году, когда появился "Phosphorescent Rat", Кэсэди и Кауконен официально расстались с "Jefferson Airplane". Играли блюзовые программы - и в акустике и в электричестве. Папа Джон Крич наоборот решил остаться только в "Аэроплане". После выпуска "America"s Choice" в 1975 году Пьяцца покинул состав "Hot Tuna". Его место за ударной установкой занял Боб Стилер. Далее - заносило Йорму во всякое. К середине 70-х он в "Hot Tuna" экспериментировал со звуком, доходя до весьма жёсткого, делал мисиссипские стандарты Мадди Уотерса и Роберта Джонсона в гитарно-фанковой обработке. Но снова и снова возвращался к акустике и к СВОЕМУ репертуару. Группа издала еще несколько пластинок (диск 1978 года записывался с клавишником Ником Баком), и в 1979 году было объявлено об ее официальном роспуске. Кауконен занялся сольной работой, а потом присоединился к "Vital Parts". Кэсэди организовал свою группу "новой волны" - "SVT". Однако в конце 80-х друзья встретились вновь и время от времени начали давать концерты под вывеской "Hot Tuna". В 1990 году к ним присоединился гитарист и автор композиций Майкл Фалзарано. Также ряды "Hot Tuna" пополнились ударником Харвеем Соргеном. С их участием группа записала новый студийный альбом, "Pair A Dice Found", за последние десять лет. За этим диском последовали концертные релизы. В 1992-м в группе появился клавишник Пит Сирс (экс-"Jefferson Starship"). В 1994-м Йорма Кауконен отпраздновал с друзьями четверть-вековой юбилей "Hot Tuna". И до сей поры - более, чем успешно концертирует. Был приглашён играть в турах с "Los Lobos" и "Black Crows", Стэнли Джорданом, Кенни Баррелом и Стивом Морзом. Открыл вместе со своей женой в горах - собственный гитарный лагерь, где обучает детей и подростков игре на гитаре по простому, мудрому и извечному принципу: "Музыка - должна приносить человеку радость". Оборудовал там классы, площадки для выступлений и всё необходимое. Даёт уроки. Записал несколько "инструкторских" видео. Часто заезжают к нему - для такой же преподавательской деятельности - друзья: Рори Блок, Арло Гатри, Джек Кэсиди и другие. И всё у него хорошо. Живёт человек. Играет, поёт. И учит других тому, чему в своё время научился от одного слепого негра - находить собственные пальцевые тропинки на грифах таких простых и таких удивительных шестиструнных акустик. Потому что музыка - должна приносить людям радость: