Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
STEELY DAN
 
Уолтер Беккер и Дональд Фейген познакомились в колледже в самом начале 70-х. Беккер играл на гитаре, бас-гитаре и пел, Фейген пел и играл на клавишных. Их объединила страсть к литературе битников, джазу и черному юмору. Под псевдонимами "Густав Малер" и "Тристан Фабриани" они выступали в составе поп-группы "Jay And The Americans". После удачного дебюта - они сочиняли саундтреки - Беккер и Фейген некоторое время писали песни для музыкантов ABC/Dunhill Records, пока на них не наткнулся продюсер Гарри Кац. Он и убедил их создать собственную группу. Из множества названий (вот лишь некоторые из промежуточных вариантов: "Океаны шоколада", "Жёсткий пончик", "Набоков", "Борная кислота", "Всасывание", "Малые дозы") Беккер и Фейген выбрали название фаллоимитатора из романа Уильяма Бэроуза "Завтрак нагишом". Их первый альбом "Can"t Buy a Trill" (1972) был немедленно замечен - он не вписывался ни в какие стандарты или стили. Две песни оттуда сразу же стали хитами: "Reelin" In The Years" и "Say It Again" - с невероятным соло Джеффа Бакстера (гитаристы вздохнут при одном упоминании этого имени) на электроситаре в латино-поп-рок-джаз-психоделическом-но-не-Запповском стиле. (Для фанатов гитары: его транскрипцию можно найти в журнале Guitar Player за декабрь 1994 года - в этом журнале периодически печатаются лучшие гитарные соло всех времен и народов.) Второй альбом, "Countdown To Ecstasy", вышел в 1973 году, после тяжёлого турне. Музыканты утверждали, что турне оказалось неудачным, хотя критики приписывают это невероятной требовательности к себе всех участников "Steely Dan". На каждом концерте они старались достичь студийного качества звука. Песни альбома записывались, фактически, в промежутках между концертами, что по мнению Фейгена и Беккера дало музыке очень живое и свежее звучание. Классика этого альбома - "Showbiz Kids", "My Old School" и - исполняемая на бис с 1973 года и поныне - "Bodhissatva". "Pretzel Logic" - альбом, в котором Дональд и Уолтер, по требованию продюсеров, пытались сделать песни "покороче и более доступными для публики". Социальный заказ, впрочем, так не был выполнен, хотя альбом, как и все остальные у "Steely Dan", разошёлся триумфально. "Rikki Don"t Lose That Number" с тех времен исполняется бесчисленным количеством певцов и групп. После выхода альбома начались новые гастроли, которые заставили Беккера и Фейгена серьезно задуматься над дальнейшим направлением работы группы. Уже невозможно было не замечать абсурдность ситуации, при которой "Steely Dan" выступали на разогреве у групп, которые не могли даже сравниться с ними по уровню. Многие из этих основных команд играли крутой хард-рок, и фанк-джаз-роковые гармонии и текстовые навороты не вполне соответствовали духу концертов и настроению фанов. Беккер и Фейген приняли решение сосредоточиться исключительно на студийной работе, и с 1974 по 1993 год концертов у музыкального образования "Steely Dan" не было. В 1974-м состоялось последнее турне группы, в котором кроме основателей коллектива приняли участие Майк Макдональд (клавишные, вокал), Джефф Поркаро (ударные) и Ройс Джонс (перкуссия, вокал). По окончании этого мероприятия Фэйген и Беккер решили окончательно завязать с концертами и перевести проект на чисто студийную основу. В результате на следующий год все остальные участники ансамбля были уволены, а альбомы стали записываться при помощи сессионных музыкантов. В 1975 году вышел альбом "Katy Lied". Из широко известных вещей там была песня "Black Friday". Альбом склонялся скорее к джазу, чем к року. Однако, несмотря на его успех, перфекционисты Беккер и Фейген сочли, что им не нравится звук этой записи (по их мнению, запись производилась на дефектный многоканальник), причём настолько, что они отказались даже отслушивать сведённый материал. Следующий альбом - "The Royal Scam" вышел в 1976 году. Хотя там не было ярко выделяющихся хитов (только "Haitian Divorse" заняла какие-то места в английских чартах), это - самый "гитарный" альбом в их творчестве, и один из самых знаменитых своими гитарными партиями альбомов вообще. В "Steely Dan" всегда играли необыкновенно яркие и не похожие друг на друга гитаристы: Dean Parks, Rick Derringer, Denny Dias, Elliot Randall, Jeff "Skunk" Baxter... Но в этом альбоме тандем двух идолов - "басиста басистов" Чака Рэйни (Беккер играл на гитаре) и "гитариста гитаристов" Ларри Карлтона позволил создать музыку, магию которой теперь изучают в музыкальных вузах всего мира. В той же самой "Haitian Divorse" соло гитары с вау-вау стало прорывом за пределы стандарта, который своим гением создал Джими Хендрикс, и который на все лады перепевали последующие поколения гитаристов. Кажется, что для музыкантов "Steely Dan" не существует авторитетов, - при этом они виртуозно ориентируются в любых стилях и цитируют их идиомы с присущим им ехидством и отсутствием пиетета. 1977 год. Альбом "Aja". Без комментариев. Грэмми. Такое собрание имён выдающихся музыкантов - об этом ещё будут писать в учебниках истории На сессии этого альбома были приглашены такие музыканты как саксофонист Уэйн Шортер и гитарист Ли Райтнор, что придало альбому более джазовое звучание. 10-минутные композиции (песнями это назвать трудно) - от заглавной, напоминающей чем-то ambient "Aja" и почти танцевальной "Peg" (партия баса Чака Рэйни дала начало новому стилю игры) - до финальной фанковой "Josie". В процессе работы над альбомом группа записывает заглавный трек к фильму "FM". Не вошедшая в альбом, эта вещь сама по себе является шедевром. Сухая ирония текста дублируется неповторимым по своей лаконичной точности саксофонным соло, которое убивает наповал нарочитым кажущимся "пофигизмом неудачника", подчёркнутым отказом выставлять свои эмоции напоказ (что часто является для саксофонистов непреодолимым соблазном), и от этой сдержанности и партия, и игра становится ещё мощнее. Альбом "Gaucho" (1980) - вершина иронии ("Gaucho", "Hey Nighteen", "My Rival") и, одновременно, способности глубоко понимать и сопереживать, казалось бы, совершенно чужим и далёким людям ("Third World Man"). Диск, по иронии судьбы, не был бы записан - Фейген и Беккер решили, что с них хватит совместного творчества, но фирма грамзаписи настаивала, что по контракту они должны им ещё один альбом. Когда запись была окончена, разразился скандал по поводу того, что бюджет, выделенный на запись, серьёзно перерасходован. Но скандал быстро затих, как только, вскоре после выхода, диск стал платиновым. За следующие 10 лет Фейген выпустил два бесспорных шедевра сольного творчества - "Nitefly" (продюсер Гарри Кац) и "Kamakiriad" (продюсер - Дональд Беккер), а также был замечен в качестве человека, ставившего звук таким своим коллегам, как Дайана Росс (Diana Ross), "Manhattan Transfer", Дженнифер Уорнс (Jennifer Warnes) и "Yellowjackets". Беккер же переехал на Гавайи, где писал и продюсировал чужую музыку. Впрочем это, по его собственным словам, ему так надоело ("появляется зуд - "я бы здесь сделал всё совершенно по-другому!"), что он записал собственный сольный альбом - "11 Tracks Of Whack". Однако, видимо, музыка - и джаз-рок, в частности, - вещь заразительная, да и то, что творили эти артисты, относится к разряду нетленных ценностей. Музыка "Steely Dan" всегда отличалась в первую очередь серьёзным подходом к творческому процессу. Их мелодии, всегда строго выверенные и мастерски сыгранные, по праву входят в золотой фонд интеллектуального рока. Кроме всего прочего, произведения Фейгена-Беккера имеют одно немаловажное достоинство: они, несмотря на сложность структурных построений, всегда отличаются истинным мелодизмом. Это обстоятельство несколько раз приводило к тому, что песни, написанные этим творческим тандемом, попадали в поп- хит-парады, что для джаз-рокеров, согласитесь, не характерно. Не выдержав периода длительного молчания, изредка прерываемого сольными работами, и не сдержав своего слова, музыканты в 1993 году собирают "The All New Steely Dan Orchestra", с которым начинают гастрольную деятельность. Скрываясь за различными вывесками и, прямо как в детективе, меняя название своего коллектива ("Citizen Steely Dan Orchestra", "The Art Crimes Orchestra"), артисты за последующие четыре года изъездили весь мир и, видимо, поняв, что их музыка нужна народу, на три года заперлись в студии. Результатом такого затворничества стал диск Two Against Nature, вышедший в 2000 году. Эта пластинка стала первой студийной работой под именем Steely Dan за 20 лет. Так как Беккер и Фейген халтурить не привыкли, последствия их совместного творчества в новом веке не заставили себя долго ждать. Во-первых, диск сразу же достиг шестого места в Билбордовском Top-200. Во-вторых, в феврале 2001-го пластинка получила сразу четыре премии "Гремми" и была признана "диском года". Далее на головы вернувшихся на круги своя артистов награды посыпались как из рога изобилия. Уже в марте группа "Steely Dan" была введена в Зал Славы рок-н-ролла, а в мае Дональду Фейгену и Уолтеру Беккеру было присвоено звание почётных докторов музыки знаменитого колледжа Беркли. Ранее этого звания удостоились Стинг (Sting), Дэвид Боуи (David Bowie), Джеймс Тейлор (James Tailor), Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Билли Джоэл (Billy Joel). Однако не стоит думать, что музыканты только и делали, что получали награды и почётные звания, - то, ради чего группа воссоединилась вновь, то есть творчество, не было забыто Очередной и пока последний на сегодя альбом "Steely Dan" - "Everything Must Go" появился в продаже весной 2003 года. В своём интервью журналу "Billboard" отцы-основатели Уолтер Беккер (Walter Becker) и Дональд Фейген (Donald Fagen) сообщили, что материал, который они выбрали для новой пластинки, был подобран по принципу "максимального несоответствия ожиданиям публики". Что ни говори, а по этой части "Steely Dan" - признанные специалисты: с момента образования группа играет и записывает музыку, действительно умеющую поразить воображение. Альбом "Everything Must Go" записывался в течение года в нью-йоркской студии, принадлежащей группе. В записи нового альбома, помимо Беккера и Фейгена, принимали участие гитаристы Джон Херингтон и Хью МакКрекен, клавишники Тэд Бейкер и Билл Чалап и барабанщик Кейт Карлок. Впервые за всё время существования дуэта на альбоме зафиксировано пение Уолтера Беккера, который исполнил "на пробу" одну песню.

Дискография:

Can"t Buy A Thrill (1972)
Countdown To Ecstasy (1973)
Pretzel Logic (1974)
Katy Lied (1975)
The Royal Scam (1976)
Aja (1977, MCA)
Gaucho (1980, MCA)
A Decade Of Steely Dan (1985)
Alive In America (1995)
Two Against Nature (2000)
Everything Must Go (2003)